Центр гомеопатии в Краснодаре
8 (861) 262-31-61
8 (928) 420-68-18

 

"Основные черты Арники"
"Основные черты Арники"

 

European Journal of Classical Homeopathy

"Основные черты Арники"

George Vithoulkas

Основной мотив симптоматики арники вращается вокруг глубоко травматического переживания на физическом, эмоциональном или ментальном уровне. Травматическое переживание человеческого организма происходит от повреждений, падений, ушибов, сотрясений, испуга, страха, финансовых потерь и т.д.

Такое переживание оставляет у человека жуткий страх физического контакта с чем-либо твердым или проникающим. Вся симптоматика развивается вокруг этого базового страха: не трогайте меня, не подходите ко мне слишком близко физически или эмоционально, а главное - не проникайте в меня физически или метафорически. Травматические переживания арники таковы, что у человека остается ощущение глубокой раны. Пораженные части настолько чувствительны после ранения, что сама мысль о том, что кто-то к ним прикоснется, невыносима.

В этом отношении они могут стать полными параноиками. На основе этого переживания развивается защитная установка, которая вполне понятна.

В развитии симптоматики можно различить несколько стадий или степеней. На разных стадиях патологии мы наблюдаем агрессивную реакцию, где индивидуум проявляет тенденцию "атаковать", чтобы подсознательно препятствовать "слишком близкому контакту". Пациент легко становится раздражительным, агрессивным, сварливым. Такое ощущение, что он борется со всеми и со всем, обо всем имеет собственное мнение, упрям, временами вспыльчив и иррационален. Раздражительность и гнев ведут к ругани, после которой пациент-арника впадает в настоящую ярость. Он всем противоречит, ничто не доставляет ему удовольствия; он просит чего-нибудь, потом отбрасывает это. На этой стадии арника может стать капризным, не знающим, чего он хочет, не выносящим ничего неприятного и орущим без всякой причины. Здесь возникают трудности с дифференциальным диагнозом от нукс вомики, ангусты, хины.

Арника не признает ничьего авторитета (каустикум) и считает, что он все знает лучше других (сульфур или арсеникум). Он часто хвастается (платина). Он склонен к диктаторству (ликоподиум), доминантности, догматизму и деспотизму и разговаривает с чувством превосходства и командными интонациями. Похоже на платину.

Вышеперечисленное - это провокативная, агрессивная установка, которую мы наблюдаем на первых стадиях защитного состояния арники, однако позже, при развитии этой патологии, мы увидим абсолютно другую картину: он становится пассивным, исключительным недотрогой (ангуста) и сверхчувствитель-ным. На этой пассивной стадии мы видим, что пациент становится надутым, за-бившимся в угол, желающим, чтобы его оставили в покое и не желающим ни с кем говорить. Он раздражается, если ему приходится отвечать на вопросы, ка-жется, что он хочет избежать человеческих контактов (очень похоже на Natrium muriaticum). Если кто-нибудь пытается его утешить или умиротворить, он реа-гирует агрессивно. Возникает ощущение, что существует аналогия между чув-ствительностью его души, которая не терпит близкого контакта, и болью, ощу-щаемой его физическим телом при прикосновении. Даже мысль о том, что кто-то может подойти к нему слишком близко, болезненна. Арника не хочет ни с кем говорить, или же, чтобы кто-то к нему приближался, из-за того, что на мен-тальном, эмоциональном и физическом уровне у него все саднит. Он может пойти погулять и "пофантазировать". Вернувшись с такой прогулки, он ни с кем не будет разговаривать, желая только мечтать.

Арниковые случаи могут быть людьми, которые кажутся общительными, но это впечатление поверхностно. Они "одиночки", безусловно, из-за своего страха, что другие могут задеть их чувства при близком контакте. Их можно сравнить с ранеными животными, которые хотят спрятаться от любых контактов. У них развивается отвращение к симпатии или же сочувствию.

Очень важный пункт, который следует понять относительно их симптоматики - это то, что они себя чувствуют абсолютно "избитыми" и поэтому сама мысль, что что-то или кто-то может дотронуться или, того хуже, "проникнуть" в их избитое тело, абсолютно невыносима. Именно поэтому арника является основным средством при безумном страхе изнасилования у женщин. Этот страх так велик, что они думают об этом все время. Мысль о том, что их изнасилуют, вгоняет их в дрожь. Они даже не могут слышать самого слова "изнасилование". Проблема в том, что они не могут вынести никакого проникновения в свое тело.

Женщины могут дойти до такого крайнего состояния, что даже простое использование тампона при менструации - акт введения тампона во влагалище - становится серьезной операцией. Они будут сидеть в определенной позе и часами стараться вставить себе тампон и не пораниться. Проблемы возникают из-за невыносимости мыслей о проникновении, а не из-за реальной боли. При половом акте женщина-арника может быть так напугана во время интромиссии, что мужчина может испугаться её преувеличенных реакций. Страх проникновения столь силен, что женщина может полностью воздерживаться от полового акта, причем не из-за отсутствия желания, а из-за страха проникновения. Мысль о чем-то постороннем, входящем в их тело, невыносима. Вероятно, возникает сжатие мускулатуры влагалища, стенки влагалища ощущаются, как исключительно чувствительные и болезненные при малейшем прикосновении. Может казаться, что стенки влагалища "слипаются". В сущности, это может так, и ока-заться после многих лет полового воздержания. У женщины складывается впечатление, что стенки влагалища настолько сжаты, что они слиплись.

Эти примеры характерны для странной чувствительности арники. В свете этих фактов нам будет теперь легко понять различные симптомы в том виде, как они изложены в Реперториуме, например: "Страх при приближении других людей, страх прикосновения, боится, что те, кто к нему подходит близко, ударят его и т.д." Идея причинности состояния, возникшего в результате потрясения, проходит через все средство и поражает и ментальное состояние в том числе. Симптоматика арники развивается после ментального потрясения, такого как испуг, гнев, ярость, разорение, переутомление и т.д. По-моему, в ближайшем будущем мы получим экспериментальное подтверждение существования областей человеческого мозга, ведающих "инстинктивными ментальными защитами", которые включаются и выключаются автоматически, когда страх или потрясения проходят. Однако в нашем современном обществе, если эти области включились в результате испуга (ментальный шок), то они остаются в состоянии перманентного возбуждения, иначе говоря, открытыми. Таким образом, человек страдает хронически, так , как если бы пугающее переживание повторялось ка-ждый день. На вопрос о том, почему так происходит, мы в настоящее время не в состоянии дать подробного ответа. Некоторые предположения по этому поводу я высказал в моей книге "Новая модель здоровья и болезни". Факт в том, что в сегодняшнем мире люди легче и чаще развивают ментальную симптоматику, чем в прошлом.